Каталог


Авторизация


Статьи

Дата последнего изменения: 21.11.2012
Подшипники для роликовых коньков

Подшипники для роликовых коньков: классификация

 

Какие подшипники лучше? Как подшипники классифицируются? Как выбрать подшипники? Подобные вопросы задаются очень многими, а информация по ним весьма разрозненная. Я постарался кратко, без лишних «прегрузов» изложить материал, касающийся подшипников. На этот раз речь пойдет о классификации подшипников, особенностях, преимуществах и недостатках тех или иных моделей…

Подшипник – одна из важнейших частей роликовых коньков, которая к тому же скрыта от глаз в самом колесе. От того, какие подшипники используются в роликах, зависит не только качество катания и комфорт езды, но и количество денег, сил и нервов, затрачиваемое на эксплуатацию роликовых коньков.

Подшипники подразделяются:

           1. По типоразмеру

            -
 стандартные – «608» Самые массовые подшипники, выпускаемые практически всеми производителями.
            - микроподшипники – «688». По сравнению с 608 имеют меньший вес (до 30%), меньшее трение, но они более капризные к ударным нагрузкам, влаге, пыли, и к ним нужны специальные колеса (или переходники с 608 на 688 колеса). Часто стандартизируются вне системы ABEC и др.

В силу высокой точности 688 подшипники при длительном использовании без надлежащего обслуживания или в экстремальных условиях (например, брусчатка) могут быстрее выйти из строя, что моментально будет чувствоваться.

- минимизированные «698». Еще больше выражены показатели, отмеченные в 688 подшипниках 

           2. По классу точности изготовления (по стандартам):

          
Класс точности показывает, насколько подшипник, и в первую очередь шарики в подшипниках, приближены к идеальной окружности. И хотя отклонения составляют микроны, но чем отклонения меньше, тем подшипник «быстрее».

ABEC = Annual Bearing Engineering Committee
ISO = International Standards Organization
DIN = German National Standards Organization

ABEC 1   = ISO normal = DIN P0
ABEC 3   = ISO class 6 = DIN P6
ABEC 5   = ISO class 5 = DIN P5
ABEC 7   = ISO class 4 = DIN P4
ABEC 9   = ISO class 2 = DIN P2
ABEC 11 = ISO class 1 = DIN P1 (
появился в последние годы)
В последнее время появились классы точности выше этих систем (стандартов):

- Titanium: в них для изготовления шариков используются сплавы на основе титана. Они лучше переносят перегрузки и высокие температуры

-Swiss: позицианируются как изготовленные с швейцарской точностью и с использованием лучших сплавов железа. Это лучшие некерамические подшипники

- Ceramic: используются чуть ли не идеально отполированные керамические шарики, что обеспечивает наименьшее трение, отличную переносимость температур и стойкость к агрессивным факторам внешней среды. Это лучшее, что производится, но весьма дорогие.

Естественно, чем выше класс точности подшипников, тем они дороже. Например набор из 16-ти  подшипников класса ABEC-3 (столько требуется для пары роликов) будет стоить около 25$, а ABEC-7 уже обойдется в 60-70$ (известных торговых марок).

Но, что приятно, в последние годы появляются качественные подшипники класса точности ABEC и выше выпускаемые под российскими брендами, например «EXPLORE», превосходящий класс точности ABEC, но весьма демократичные по стоимости, которыми комплектуются выпускаемые под этим брендом роликовые коньки (например модель INTEGRA), а набор самих подшипников из 16 шт. EXPLORE класса точности ABEC-5 стоит 450 рублей!!! (например в интернет-магазине SPORT-PRICE.RU)

При этом могу отметить, что повышение класса точности обратно пропорционально устойчивости подшипника к ударным нагрузкам, пыли и влаги, т.е. чем выше класс точности подшипника, тем он более «капризен» к внешним факторам окружающей среды (при прочих равных условиях).

Что примечательно (по тестам inlineracing.ru)  после условной скорости 25 км/ч существенное различие для подшипников типа ABEC-5, ABEC-7 и ABEC-9 на стандартной твердой смазке отсутствует. Даже на большей скорости число оборотов в минуту не достигает тех величин, при которых будет ощущаться существенное различие в точности изготовления. Если нет разницы, то стоит ли платить больше…..?

Максимальную возможную скорость катания определяет не рейтинг по этим самым системам, а скорее тип смазки, а также материалы, число и размер шариков (больше маленьких - лучше), сопротивление материалов и многое другое. Если же подшипники имеют всё-всё одинаковое, кроме точности изготовления, то подшипник с высоким рейтингом (классом точности) будет точно лучше ускоряться и дольше крутиться, но все равно в итоге слишком многое зависит от производителя.

Обычно подшипники класса ABEC 1-5 – устанавливаются на детских и недорогих взрослых роликах для активного отдыха, а также на коньки для агрессивного (трюкового) катания, ABEC 7-9 – показатель скоростных роликов. Еще более высокие показатели класса точности (выше ABEC) обычно присущи профессиональным роликам.

           3. По числу шариков

-7 или 8 шариковые. Это как правило обычные 608
-11 шариковые. Это в основном хорошие 688. В них более равномерно распределяется вес катающегося и меньше сопротивление в работе подшипника.
-14 шариковые - Bont Samurai (лучший выбор для 100 мм колес, подходят к колесам под 608 подшипники)


           4. Буквенные обозначения

С обеих сторон подшипников или для подшипников с "резиновым" щитком с одной, наружной стороны стоит маркировка: - название, - аббревиатура или символ производителя, например SKF, - типоразмер подшипника, например 608 (иногда не указывается), - типы щитков, а также возможность обслуживания. Последнее самое сложное: S, SS, Z, ZZ, 2Z, 2S – могут означать в зависимости от производителя разные вещи: обслуживаемый или необслуживаемый. RS обычно означает снимаемые металлические или даже "резиновые" щитки, а только буква Z или S почти всегда означает, что одна сторона закрыта наглухо (подшипник открывается только с одной стороны, как правило, внутренней).

Наиболее типичные расшифровки букв:

RS - "резиновый" снимаемый, где R и означает, что он "резиновый" (rubberized), S - снимаемый (seal ) металлический (SS - с двух сторон). Иногда RS толкуется как «rubber shield», что означает, что подшипники резиновые герметичные. Такие подшипники имеют обрезиненные пылезащитные пластинки которые закрывают зазоры подшипника, защищая его от влаги и пыли, что существенно продлевает срок его эксплуатации.

Z - неснимаемый металлический (ZZ - с двух сторон).

 

Есть еще классификация по типу обслуживания (обслуживаемые и необслуживаемые), по типу смазки (на твердой и жидкой смазке) и др., но эта классификация не принципиально сказывается на показателях качества катания.

Информация о выборе роликовых коньков, обслуживании подшипников и др. полезная информация будет изложена в моих следующих статьях.

 

Автор: Сергей Бондаренко                             http://sport-price.ru